Спорной, как полагает депутат "ЕР" Мария Максакова-Игенбергс, оказалась сама концепция законопроекта, предполагающая, что через каждые пять лет творческие работники (судя по перечню, это в основном артисты) должны проходить через конкурсный отбор для подтверждения старого или нового контракта. Эта процедура, не делающая исключений ни для выпускников вузов, ни для заслуженных артистов, по мнению Максаковой-Игенбергс, "способна взорвать российскую театральную реальность", поскольку нет ни защиты от самоуправства, которое, как полагает депутат, может стать тотальным при проведении конкурсов, ни социальных гарантий.
Однако министр культуры Владимир Мединский возразил: театральные деятели сами просят минкульт "ускорить принятие данного законопроекта". По словам Мединского, введение в театрах срочных контрактов обсуждается уже в течение двадцати лет. И за это время в большинстве театров они уже введены в "инициативном порядке".
"Законопроект породил серьезные дискуссии, его концепцию не поддержала думская оппозиция", - сказал спикер Госдумы Сергей Нарышкин, заметив, что нужно "ясно представлять себе последствия принятия этого закона". "Ни при каких обстоятельствах не должна ухудшаться социальная защищенность творческих работников", - определил задачу Нарышкин. По его словам, "не всегда карьера в мире искусства подчиняется лишь и только формальным показателям и критериям". "Я уже не говорю о тех признанных мастерах, которые в течение десятилетий являются нашими кумирами", - добавил спикер. Вспомнив о кумирах, и председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников предложил не придавать такому закону обратную силу. "Можно принять поправки, которые сделали бы данный законопроект более уважительным к нашим именитым людям - не распространять конкурсную процедуру на народных артистов. Они уже все конкурсы прошли", - согласился Владимир Мединский.
По поводу защиты творцов от пиратов у членов Совета по культуре было полное взаимопонимание. Как известно, в первую очередь Дума защитила права создателей кино- и видеопродукции. 1 августа закон на эту тему вступил в силу, так что уже есть правоприменительная практика. "Подано порядка 60 исков", - уточнил председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Алексей Митрофанов, подтвердив, что закон помогает бороться с пиратством в Интернете, но не до конца. "Моя жена уже скачала "Сталинград", - поделился с коллегами глава комитета, удивив вице-спикера Сергея Железняка, который оценил возможности пиратов в случае со "Сталинградом" как бесперспективные. Сергей Нарышкин посоветовал Митрофанову провести с супругой воспитательную работу и все-таки купить ей лицензионный диск с этим фильмом.
Но распространение антипиратского закона на музыку, песни, литературу может поставить перед законодателями немало еще более сложных проблем. Сергей Железняк обратил внимание на два момента. Первое - это подсудность дел об авторских правах. "Так как мы серьезно расширяем перечень тех, кто будет защищаться, необходимо завершить консультации с судейским сообществом... Второй аспект - это уточнение по терминологии разных видов информационных посредников и условия их освобождения от ответственности в случае выполнения ими требований закона", - уточнил Железняк.