Суд: на основании справок 2-НДФЛ невозможно проверить правильность уплаты налога в бюджет налоговым агентом

Индивидуальный предприниматель пытался в суде оспорить требование по уплате удержанного, но не перечисленного НДФЛ, пеней и штрафа, сославшись на то, что налоговый орган должен был узнать о ненадлежащем исполнении обязанности налогового агента из налоговой отчетности за 2010 - 2012 годы (2-НДФЛ), а не при выездной проверке. По мнению ИП, проведение выездной налоговой проверки не может являться основанием для восстановления пропущенных налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам. Налоговый орган должен был в порядке статьи 88 Кодекса провести камеральную проверку отчетности налогового агента по форме 2-НДФЛ и выявить соответствующую задолженность до проведения выездной проверки. Однако суды не согласились с ним. 

Как установили суды, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ИП, в том числе по вопросу правильности исчисления, удержания и своевременности перечисления в бюджет НДФЛ налоговым агентом за период с 01.01.2010 по 21.11.2013. По результатам проверки составлен акт и принято решение, которым предпринимателю начислены суммы, оспариваемые в настоящем деле. Основанием для начисления данных сумм послужили выводы налогового органа о неперечислении в проверенном периоде фактически удержанного НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом при выплате дохода физическим лицам. 

В силу пункта 2 статьи 230 НК налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. 

Согласно статье 88 НК налоговый орган проводит камеральную проверку только налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). 

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено НК. 

Пунктом 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что при применении статьи 70 НК РФ судам необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа). 

Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что справки по форме 2-НДФЛ не являются налоговыми декларациями (расчетами авансовых платежей), при этом оформление налоговых уведомлений в отношений НДФЛ, перечисляемого налоговым агентом, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено, суды на основании взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 100.1, 101 Кодекса пришли к выводу, что доначисление сумм НДФЛ налоговому агенту и их взыскание с начислением пеней и штрафов могло быть осуществлено налоговым органом только по результатам проведения выездной налоговой проверки. 

АС Восточно-Сибирского округа в постановлении № А58-1418/2015 от 28.07.2016 г. вывод нижестоящих судов подтвердил, указав на то, что в представленных предпринимателем реестрах сведений о доходах физических лиц за проверенные периоды и справках о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ отсутствуют необходимые и достаточные сведения для определения периода просрочки налоговым агентом исполнения своей обязанности (даты фактического получения налоговым агентом в банке наличных денежных средств на выплату доходов, даты фактического получения доходов налогоплательщиками). Следовательно, у инспекции отсутствовала объективная возможность проверить правильность исполнения предпринимателем обязанностей налогового агента по правильному исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога только на основании представленных последним в порядке пункта 2 статьи 230 НК РФ сведений по форме 2-НДФЛ. 

От редакции добавим, что с 2016 года у налоговой инспекции появилась возможность проверять правильность перечисления налога налоговым агентом при камеральной проверке формы 6-НДФЛ.
 

23 августа 2016г

Другие новости

Аттракционы теперь подлежат обязательному подтверждению соответствия

Правительство РФ установило, что аттракционы подлежат обязательному подтверждению соответствия: механизированные – в форме сертификации, а немеханизированные – в форме принятия декларации о соответствии.

Соответствующие поправки были внесены правительственным постановлением № 168 от 4 марта 2016 года в Единый перечень продукции, соответствие которой подтверждается в форме принятия декларации о соответствии. Напомним, данный перечень утвержден постановлением правительства от 1 декабря 2009 года №982.

Какие новые расходы и доходы ждут нас в середине лета?

С 1 июля поднимаются тарифы на воду и газ, акцизы на бензин, увеличивается до 3 миллионов компенсация за вред, причиненный людям при обрушении здания. Начнут действовать правила детского питания и еще шесть техрегламентов для пищевых товаров. Как все это отразится на наших кошельках и жизни?
 

За срыв отопительного сезона не стали вводить шрафы

Госдуме рекомендовано отклонить в первом чтении законопроект о штрафах за нарушения в период подготовки к отопительному сезону.

Законопроектом на регионы возлагается обязанность по координации и контролю за выполнением органами местного самоуправления требований, установленных правилами оценки готовности к отопительному периоду.

Одновременно в КоАП вводится новая статья — «Нарушение правил оценки готовности к отопительному периоду».

В соответствии с проектом срыв отопительного сезона повлечет наложение административного штрафа на юрлиц от 50 тыс. до 500 тыс. рублей.